Изготовление домашних иконостасов

Изготовление домашних иконостасов

Изготовление домашних иконостасов

Иконостас (с греч. место, где находятся иконы) – это неотъемлемый элемент храмового строительства, целое достижение православной культуры.

Иконостас состоит из икон в киотах, которые расположены в определенном порядке и обладают важными функциями.

Разделяя наос от алтаря, где находятся прихожане, он является символом границы, что должна отделять мир «горний» от мира «дольного», выражать символ таинства и подчеркивать значимость алтарной доли по отношению к остальной площади храма.

С другой стороны церковный иконостас выражает основу внутреннего убранства храма, где расположено все главные иконы. Помимо того, это – иллюстрация богослужения, призвана показать прихожанам об основных принципах христианской церкви, ее истории и структуры.

Обычай устанавливать алтарную преграду принадлежит еще временам зарождения христианской веры, но вот композиция православного иконостаса началась со времен зарождения русского строительства храмов в конце XIV – начале XV века. Русский иконостас отличается от византийского, что создается на манер колоннады тем, что заполняется рядами икон в определенном расположении и является преградой по всей ширине помещения.

Структура и изготовление иконостаса

Абсолютно каждый храмовый иконостас по своей структуре и изготовлению уникален. Он может отличаться от остальных по размеру икон, их количеству, технологии исполнения и по своей стилистике. Но расположение ключевых элементов строго регламентируется каноном.

Такое расположение имеет свои традиции и выражает содержание происходящего в храме. Но все же некоторые сюжеты могут видоизменяться и зависеть от местных традиций и особенностей.

Самой распространенной структурой русского иконостаса считается следующая (начиная с нижнего ряда):

1. Местный чин

Иконография данного ряда, находящегося на первом ярусе иконостаса, основывается вокруг росписи царских врат, створки которого содержат изображение Благовещение и фигуры евангелистов, святителей.

По сторонам основного прохода  размещены парные иконы Спасителя и Богоматери, что могут в некоторых церквях быть заменены на изображения богородичных и господских праздников. Дьяконские врата принято украшать изображениями ветхозаветных пророков, архангелами, первосвященниками и архидиаконов.

Обязательным и ключевым в местном чине считается образы Христа и Богоматери, а вот остальной состав может отличаться и по размеру, и по наполнению.

2. Деисусный чин

Данный ярус являет собой главный ряд иконостаса, с которого и начинается его создание. Деисус обозначает моление, поэтому в центре распологается образ Христа. Рядом с ними – изображение Иоанна Предтечи и Святой Богоматери, а также святых и апостолов. Расположение икон данного яруса определено строгим каноном.

3. Праздничный чин

Третий ряд представляют образы богородичных и господских праздников. Также могут быть изображены важные события истории Евангелия (воздвижение Христа, воскрешение Лазаря, Тайная вечеря и др.).

4. Пророческий чин

Данный ярус иконостаса содержит в себе изображения ветхозаветных пророков, а также надписи их пророчеств. Кроме авторов известных пророческих книг здесь может быть изображение царей Соломона, Давида, пророка Ильи и святые, что связанны с эпохой рождения Христа.

Часто в руках пророков изображено атрибуты и символы их предсказаний (к примеру, камень в руках Даниила, что оторвался от горы как символ Христа, родившегося от Девы, серп у Захарии, орошенное росой руно в руках Гедеона, затворенные ворота храма возле Иезекииля).

5. Праотеческий чин

Данный ряд начал формироваться в православных иконостасах с XVI  века. Он показывает праотцев и  отображает высшую иерархию божественной христианской сущности. В этом ярусе можно увидеть первых людей (Адам, Ева, Авраам, Авель) и ветхозаветных пророков. Над царскими вратами принято  располагать изображение, что связано с Богом Отцом – икону «Отечество» или «Троицу».

Как видим, все ярусы отображают иерархию и историю православной церкви. Деисусный чин отображает прихожанам Христа во Славе и переплетается с изображениями Страшного суда.

Пророческий ряд напоминает ветхозаветную историю, а Праздничный чин показывать основную хронологию жизни Иисуса.

В процессе богослужения важное место принадлежит местному ряду, который может отображать идею воссоединения земного и божественного, а также путь к спасению через таинство молитвы.

Развитие русского домашнего иконостаса

Пик развития и изготовления иконостасов приходится на XVI – XVII  столетие. К данному периоду можно отнести важные произведения храмового творчества, включая иконостасы  Архангельского и Успенского собора в Москве. Менялась структура иконостаса с изменением роста икон.

К примеру, ближе к прихожанам начали устанавливать Праздничный ряд, что формировался из более сложных и мелких образов. Также возникло несколько новых рядов. Их составляли страстные чины, которые указывали на мучения апостолов и смерть Христа.

Также был создан особенный «пядничный» чин, который состоял из маленьких домовых икон, что оставляли прихожане у алтаря.

Храмовое искусство продолжает развиваться и на сегодняшний день, поэтому сейчас при составлении современного иконостаса формируется тенденция лаконизма форм и простоты.

Источник: http://ikonostas-ikony.ru/domashnie-ikonostasy

Домашние иконостасы своими руками: фото

Домашние иконостасы представляют собой своего рода маленькую церковь для верующего православного христианина. В жилище им должно отводиться особое место, где можно спокойно помолиться перед образами.

История красного угла

Домашние иконостасы появились еще в Древней Руси. Для них отводился целый угол, который назывался красным (т.е. красивым). В этом месте расставлялись иконы, зажигались свечи и лампады. Утром и вечером, а также в часы особой духовной нужды домочадцы произносили здесь свои молитвы.

Иконостас тех времен представлял собой многоярусную полку, на которую вешали божник – небольшую занавеску, которой закрывали образы святых и Спасителя по бокам. Иконы прятали под благовесткой – специальным полотном, которое отдергивали только во время молитвы.

Такая традиция появилась на Руси неслучайно. Известно, что первый образ Спасителя бы создан Им Самим, по Его воле Божьей: после того, как Иисус окропил лицо водой и отер его убрусом (тканью), на этом полотне остался Его лик.

Это полотно он отправил болящему правителю малой Азии – Авгарю, благодаря чему тот исцелился. После этого князь отдал приказ прибить священный плат над воротами города. Спустя 900 лет священный образ перенесли в Константинополь.

Теперь каждый год 29 августа православные отмечают праздник обретения образа Спаса Нерукотворного и освящают тканые вручную полотна.

Домашние иконостасы тех времен также предназначались для хранения святой воды и просфор.

Домочадцы прятали за божником Евангелие и помянники (особые книги, в которых хранились имена всех умерших и ныне живущих православных этой семьи).

Особо умелые рукодельницы создавали голубей (как символ Святого Духа) из подручных материалов и подвешивали их к иконостасу. В красном углу обязательным было наличие лампад и свечей, которые зажигались во время домашней службы.

Подобный малый храм был в каждом православном доме вплоть до революции 1917 года. После пришествия к власти большевиков люди продолжали молиться, но делали это в тайне.

Поэтому от богато украшенных домашних иконостасов оставались лишь несколько образов, которые люди тщательно прятали от чужих глаз, опасаясь гонений.

Современный красный угол несколько отличается от того, который создавали наши предки, так как многие из традиций его создания просто-напросто забыты.

То, каким будет домашний иконостас, зависит только от хозяев дома. Однако не забывайте следовать следующим правилам:

  • Святые образы необходимо устанавливать вдали от техники (телевизора, компьютера и т.д.) – чем дальше от всего мирского, тем лучше.
  • Перед иконами должно быть достаточно места, чтобы молящиеся не чувствовали тесноты. А во время молитвы церковные книги (молитвословы, Евангелие) лучше класть на раскладной аналой (подставку).
  • Не следует расставлять иконы поодиночке на книжных полках, в шкафчиках, при этом заставляя эти образы другими мирскими предметами: сувенирами, картинками и т.д. Это категорически запрещено, так как тем самым мы проявляем неуважение к Богу. Ведь почему-то фотографии любимых и дорогих нам людей, особенно тех, кто покинул этот мир, многие ставят на самое видное место, не загромождая их лишними предметами. Так же следует поступать и с иконами, проявляя любовь и уважение к святым образам.

Отличие икон от предметов живописи

Если у вас дома имеются репродукции картин, отражающие библейские сюжеты, их не стоит устанавливать на иконостас.

Главное отличие между святым образом и живописью – это то, что в первом случае посредством икон мы общаемся с Господом. А так как иконостас – священное место, предназначенное для уединения в молитвах, включение в него репродукций будет просто неуместным.

Иконы нельзя вешать на стену рядом с плакатами знаменитостей – этим мы оскорбляем святые образы, ставя их в один ряд с земными кумирами.

Домашние иконостасы лучше размещать в восточной части дома, так как эта часть света имеет особое значение в православии.

Например, из Ветхого завета известно, что Господь создал рай для людей в восточной части Эдема. А в Евангелии говорится, что как молния исходит от востока до самого запада, так и Господь грядет с Небес.

Церковный алтарь также находится в восточной части. Если же на эту сторону выходят окна, домашний иконостас, фото которого вы найдете в данной статье, устанавливают в любом другом подходящем для него месте.

Какую полочку приобрести?

Будете ли вы создавать домашние иконостасы своими руками из дерева или приобретете их в мебельном магазине или же церковной лавке, полностью зависит от вас. Если вы хотите купить полку, сделайте это в специализированных православных магазинах.

Там имеется более широкий ассортимент иконостасов, да и продавцы всегда подскажут и помогут с выбором. По материалу выделяют деревянные и фанерные полки для икон. Они могут быть одноярусные и многоярусные, прямые и угловые. Существуют даже цельные иконостасы, в которых уже есть святые образы. Но такие полки в основном делают только на заказ.

Чтобы понять, как выглядит такой домашний иконостас, фото представлено в данной статье.

Если вы решили создать настоящий красный угол, выбирайте многоярусные полки. На них будет намного легче воссоздать величественную стену со святыми образами, подобно тем, которые установлены в храмах. Какой будет ваш домашний иконостас – угловой или прямой зависит от того, где он будет размещен (на стене или в углу комнаты).

Какие иконы необходимы?

Прежде всего, в каждом доме должны быть образы Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. Из всех икон Господа Нашего для домашней молитвы наиболее предпочтителен поясной Образ Вседержителя. На такой иконе Иисус Христос держит в левой руке раскрытую книгу, в которой написано «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Правой рукой Господь крестит молящегося.

Из образов Божьей Матери русскому народу особенно полюбились иконы типа «Умиление» и «Одигитрия» (Путеводительница). На первом образе Дева Мария держит на своих руках младенца, который нежно обнимает ее за шею и прижимается к щеке. Самой известной иконой данного типа считается Владимирский образ Божьей Матери.

Отличительной его особенностью является то, что левая пяточка младенца целиком повернута наружу. На образе Одигитрия Божья Матерь изображена с младенцем, который в правой руке держит сверток, а левой осеняет всех молящихся крестным знамением.

Ярким примером данного образа являются Казанская икона, «Скоропослушница», «Споручница Грешных».

Кроме этих основных икон, на иконостас домашний необходимо поставить образы святых, в честь которых названы члены вашей семьи. Также желательно приобрести икону целителя Пантелеймона – врачевателя душевных и телесных болезней. Выбор других образов полностью зависит от потребностей домочадцев.

Например, можно приобрести образ Петра и Февронии, которым молятся о семейном благополучии. Перед иконой Сергия Радонежского просят о помощи в учении и благих начинаниях.

Незамужние женщины могут помолиться пред образом Ксении Петербуржской, которая по воле Божьей стала помощницей людей в делах замужества.

В последнее время во многих домах одной из центральной икон стал образ блаженной старицы Матроны Московской.

Даже после своей земной смерти она помогает во всем тем, кто приходит к ней в Покровский храм или на могилку на Даниловское кладбище, либо же просто обращается к Матроне в домашних молитвах. Уже очень многие люди получили от нее исцеление и помощь.

Не зря она говорила: «Приходите ко мне и говорите мне все, как живой». Под этим Матрона подразумевала, что ее земная смерть не означает кончину духовную: ведь она до сих пор пребывает с нами.

Домашний иконостас. Как расположить иконы

Очень важным является правильное размещение образов на отведенном для них пространстве. Над иконостасом располагают Распятие. Его можно приобрести в церковной лавке или самостоятельно изготовить из дерева.

На следующем ярусе располагают икону святой Троицы. На нижней полке должны располагаться образы Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца.

При этом образ Господа должен находиться посредине, одесную (справа)– Дева Мария, а ошую (слева) – Николай Угодник.

Чуть ниже ставят иконы чтимых семьей святых. На последний ярус можно поставить бутылку со святой водой, свечи и Евангелие.

Делаем угол красным

Украсить иконостас домашнийможно живыми цветами, веточками вербы после двунадесятого праздника – Вхождения Господа в Иерусалим. А в день Сошествия Святого Духа полочки с образами обрамляют веточками березы, как символа благодати силы Божьей.

На полочку для икон можно также устанавливать репродукции образов. Предварительно их необходимо освятить и затем добавлять в домашний иконостас. Бисером вышейте для них киот (рамочку), и тогда они будут гармонично смотреться с другими иконами.

Изготавливаем полочку

Если у вас нет возможности приобрести подставку для образов, или все те модели, которые вы встречали, вам не понравились или не подходят (например, малое количество ярусов, ограниченное пространство и др.

), то иконостас домашний своими руками, фото которых представлены в статье, можно изготовить самостоятельно. Для стандартного трехъярусного иконостаса вам понадобятся деревянные доски, дрель и шурупы. Для того чтобы его собрать, необходимо создать чертежи домашнего иконостаса.

По ним вы сможете легко высчитать размеры деревянных панелей, которые будут зависеть от количества располагаемых на иконостасе икон.

Несложный процесс

Самую элементарную подставку для святых образов можно сделать из фанеры. Предварительно необходимо прикрепить на нее иконы при помощи шурупов в соответствии с небесной иерархией.

После этого следует сделать ризу для икон – это специальный оклад, который обрамляет образы. Ее можно создать из вышитой ткани или из бисера и бусин. Это придаст полочке для икон праздничный и торжественный вид.

Вот так можно сделать иконостас домашний своими руками. Фото подобных работ в данной статье помогут вам в его оформлении.

Таким образом, создание малой церкви дома – это не столько обязательное условие жизни православного христианина, сколько его душевный порыв и желание.

Ведь тот, кто верует и любит Господа, всегда хочет обращаться к нему в молитвах и во время литургии, и на домашней службе.

Неважно, будет ли ваш иконостас изготовлен из дорогих материалов и уставлен позолоченными образами, или же вы сами вручную создавали его, собирая святые образы. ценность – это ваша вера и стремление к духовному совершенствованию.

Источник: http://.ru/article/163088/domashnie-ikonostasyi-svoimi-rukami-foto

Иконостас изготовление

Иконостас изготовление

Изготовление иконостасов — одно из направлений деятельности нашей мастерской. Первые 3 иконостаса был созданы нами еще в 1988- 90 годах в трехпридельный храм в г. Абдулино, Оренбургской области.

С тех пор мы создали несколько десятков самых разных православных иконостасов различной стилистики в разных уголках России.

При розработке проекта и изготовлении иконостаса, мы никогда не повторяемся, каждый изготовленный в нашей мастерской иконостас по своему уникален.

Даже если владыка или настоятель храма выбирают как образец уже изготовленный нами иконостас, новый иконостас, сохраняя основную стилистику, будет по форме отличаться от прежнего.

Иконостас проектируется исходя из архитектурного стиля данного храма с учетом деталей всего интерьера храма. Для утверждения предлагается несколько вариантов проекта иконостаса на выбор.

Над изготовлением иконостаса трудится весь коллектив мастерской: дизайнеры, инженеры-технологи, столяры, скульпторы, маляры, позолотчики и художники- иконописцы. В мастерской работают в основном выпускники Самарского художественного училища и­ Самарской государственной академии культуры и искусств.

­

В основном иконостас, изготовленный в нашей мастерской состоит из модулей, тщательно подогнанных друг к другу, которые изготавливаются в мастерской в г. Самара (основание отдельно, декоративные детали – столбики, капители и пр. отдельно) и собираются на месте в храме за несколько дней. Для изготовления иконостаса используются различные материалы.

Основание иконостаса изготавливается из соснового бруса и МДФ или из ценных пород дерева. Иконостас может быть крашенный под фарфор, под любое дерево или камень, детали или резные, или отливаются из высокопрочного гипса или стеклопластика, оклеиваются фольгой под золото или сусальным золотом, частично или полностью.

Для покраски используются импортные грунты, краски и лаки.

Иконостас – это основной элемент убранства храма, так же как и Престол. Без них невозможно проводить службы в храме. Поэтому, уже на этапе строительства храма, необходимо озаботиться о проекте иконостаса.

Так, как иконостас должен органично вписаться в пространтво храма, его необходимо проектировать с учетом остальной церковной утвари и в сочетании будущей росписью стен храма. В период расцвета церковного искуссва, решением стиля и проектами убрансва в храме часто руководил архитектор.

Современные архитекторы очень часто не знают основных приципов проектирования храма. Поэтому, например,строят храм с маленькой апсидой, куда не только иконостас не вмещается с дьякоскими дверями, но и Престол некуда поставить. Священики, утверждающие подобные проекты, плохо ориентируются в масштабах схем.

Несколько раз сталкивался с такими случаями, когда художник, предоставляя проект иконостаса для конкурсного рассмотрения, показывает, например, уменьшенный под существующий храм, проект иконостаса Храма Христа Спасителя, в двери которого после изготовления придется вползать боком.

И комиссия из нескольких человек сразу не обращает на это внимания. Художник, решивший изготовить свой иконостас, должен иметь большой опыт работы в этой области под руководством опытного мастера.

­

иконостас п. Глушицкий Самарская обл.
иконостас г. Жирновск Волгоградская обл
иконостас г. Новотроицк Оренбургская обл
иконостас г. Новотроицк в работе
иконостас г. Октябрьский Башкирия
иконостас с. Приютово Башкирия
иконостас п. Малаховка Московская обл.
иконостас п. Ростоши Оренбург
иконостас п. Рощинский Башкирия
иконостас п. Рощинский Самарская обл.
иконостас г. Сорочинск Оренбургская обл.
иконостас в храме Умиления Б.М. Новокуйбышевск
иконостас с. Царевщина Самарская обл
иконостас с. Черный Отрог Оренбургская обл.
Иконостас Казанский храм г. Тольятти
иконостас с.Рязановка Башкирия Диесус
иконостас Царские Врата
Иконостас Рязановка Башкирия
иконостас Фрагмент Ростоши
Иконостас в домовом храме владыки Корнелия г. Волгодонск
Иконостас храма Похвалы Божьей Матери г. Самара
иконостас левый придел храма Похвалы Божьей Матери
иконостас п. Караванный Оренбургская обл.
иконостас с. Перлевейс, Похвистневский р-н., Самарская обл.
иконостас в храме Вифлеемских младенцев с. Виловатое Самарская обл.
иконостас в Никольском храме п. Смышляевка Самарская обл.
проект иконостаса Петропавловского Собора г. Новотроицк
проект иконостаса и росписи Введенского храма г. Оренбург
проект иконостаса г. Похвистнево Самарская обл.
проект иконостаса г. Бугульма Татарстан
проект иконостаса 32
проект иконостаса 33
проект иконостаса 34
проект иконостаса 35
проект иконостаса 36
проект иконостаса 37
проект иконостаса 38

История развития иконостаса.

Православный иконостас преображался и изменялся столетиями. В самых ранних христианских храмах Алтарь всегда отделялся от основного помещения храма завесой или перегородкой ввиде невысокой стенки.

Евсевий Кесарийский писал о том, что в 4 веке в храме, построенном в Тире, Алтарь был отделен от остального пространства храма резной перегородкой (праобраз резного иконостаса).

Так же использовались тканные завесы (иконостасы на ткани иногда всречаются и в наше время).

Византийские алтарные преграды (иконостасы) ранее состояли из мраморных колонн, с архитравом – темплоном и украшался крестом. С алтарной стороны навешивалась завеса (катапетасма). На катапетасме изображался Крест.

В настоящее время очень много золотошвейных мастерских которые могут изготовить завесу на любой вкус. В основном завесу изготовляют из парчи. Главное – чтобы завеса легко отодвигалась, не застревая в механизме, поэтому, если проем с Царскими Вратами большой, завесу лучше делать легкой из тонкого материала.

Во время службы происходит незримая связь между священником, поющим молитвы в Алтаре и верующими, находящимися в центральной части храма, трепетно улавливающие слова молитвы. Поэтому иконостас необходимо конструировать таким образом, чтобы не загораживать глухо пространство между Алтарем и общим храмом.

В случае, если иконостас перекрывает всю восточную стену, в иконостасе необходимо оставлять большие проемы над Царскими Вратами и дьяконскими дверями.

Если нет такой возможности, всвязи с конструкцией проекта, то иконостас можно отодвинуть на некоторое растояние от восточной стены, дав возможность проходить звукам молитвы в купольную часть храма и там, отражаясь от сферы достигнуть ушей молящихся.

­После того, как закончился иконоборческий период, с начала 9 века повсеместно на темплоне начали устанавливать иконы, в результате чего перегородка превратилась в иконостас. В свободное пространство между колоннами иконостаса устанавливали иконы. Византийский иконостас был двух и трехрядным. На Руси подобные иконостасы называют тябловыми.

Тябловый иконостас состоит из несольких рядов икон, установленных на балках (тяблах) и разделенных тонкими планками между собой. Балки м планки накрываются пластинами с резьбой. Обычно декор тяблового иконостаса имеет мелкозаглубленную резьбу. Позже для изготовления тяблого иконостаса применяли басму.

Басменный иконостас состоял из планок со штампованным декором на серебрянных или латунных пластинках. Самым изощренным мастером по басменным иконостасам считался тот мастер у которого имелось больше штампов с декором. Декор прибивался мелкими гвоздиками к деревянной основе иконостаса. Многие мастера совмещают резьбу с элементами из басмы.

Тябловый иконостас до сих пор имеет широкое распространение в Греции и на Кипре. В настоящее время, наряду с другими направлениями по изготовлению иконостаса, во многих иконостасных мастерских, выросших во множестве по всей территории России, получил широкое распростанение тябловый иконостас.

Изготовление тяблового иконостаса не требует таких больших затрат как изготовление иконостаса классического.

­Византийский иконостас пришел на Православную Русь в 11 веке, где он претерпел серьезные изменения, превратившись в высокий русский иконостас. В русских храмах существует два типа иконостасов. Первых тип иконостаса размещается по всей ширине храма, занимая практически всю восточную стену.

Второй тип иконостаса занимает только пространство внутри проема в Алтарь. При выборе типа иконостаса нужно было учитывать размеры и аккустические возможности храма. И естественно на размеры иконостаса влияли материальные возможности данного прихода.

Позже появились трехъярусные иконостасы, получившие широкое распространение на Руси.

­ Самый первый трехъярусный иконостас, был изготовлен в Москве в 15 веке. Иконы на этот иконостас написал известный иконописец Феофан Грек. Через некоторое время в иконописной мастерской Андрея Рублева был изготовлен иконостас с четвертым пророческим рядом.

Возникновение высокого иконостаса современные историки связывают со спецификой богослужения в России по Иерусалимскому Уставу.

­еще один праотеческий ряд появился в русском иконостасе в 16 веке. Обычно иконы на этом ряду изображали поясные. К этому времени на иконостасе сформировалась неразрывная связь святого писания от Ветхого до Нового завета. Сфрмировался классический пятиярусный тип русского иконостаса.

Одной из причин возникновения высокого русского иконостаса было то, что многие построенные храмы не имели росписей на стенах. В результате чего в дальнейшем количество рядов на иконостасе продолжало расти.

­В 17 веке над праотеческим рядом появился еще один ряд иконостаса с изображениями ангелов – серафимов и херувимов. Часто их изображают на иконостасе резными, венчающими иконы верхнего ряда иконостаса. Позже в иконостасе иногда добавляли пядничный ряд (небольние иконы равные размеру между большим и указательным пальцами -­ пяди).

Эти иконы, приносимые в храм прихожанами, стали помещать на иконостас для всеобщего молния. Во многих храмах можно увидеть различные иконы, в беспорядке развешаные по стенам храма.

В разных уголках храма могит соседсвовать множество икон с изображением Спасителя или­ с Казанской Божьей Матерью и дугих святых, различных не только по стилю и грамотности написания, но и по сохранности. Порой иконы занимают все пространство храма почти от пола и до потолка. И каждый прихожанин приходил молиться к своей иконе.

А если ветхую икону помещали в хранилище, происходил скандал. Поэтому все эти иконы стали устанавливать на иконостас. В конце17 века в иконостас стали устанавливать иконы, изображающие Страсти Христовы: Избиение Христа, Несение Креста, Распятие Христово, Снятие с Креста, Положение во гроб, так появился еще один ряд страстной.

На самом верху иконостаса во многих храмах стали устанавливать большой Крест с Распятием Иисуса Христа. На некоторых иконостасах Крест с Распятием изображался с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.

В основном Распятие Христово было живописным и украшалось по контуру Креста позолоченной резьбой или гравировкой с позолотой и эмалями. В начале 18 века иконостасы начали украшать причудливой резьбой, позолоченной сусальным золотом или поталью.

В резьбе на иконостасах присутствовали райские птицы, всякие звери, виноград и райские плоды и цветы. Особо часто на старинных иконостасах можно увидеть крученые столбы, обвитые виноградными лозами, символизирующими Кровь Христову. Богатые резные иконостасы, изготавливаемые русскими мастерами, оказали большое влияние на развитие иконостасного искусства Афона и Греции.

­На Руси чаще всего классический иконостас был пятирядным.

­В каждом храме верующие старались поставить иконостас, поражающий своим благолепием. В 19 веке получили развитие иконостасы из мрамора и керамики, призванные не только украшать храм и прославлять Христа, но и стоять вечно.

­Сегодня в российских храмах изготавливаются иконостасы самых разнообразных стилистик. В наше время у художников появились огромные возможности для свободы творчества в изготовлении иконостаса.

У нашей мастерской богатый опыт по разработке различных вариантов иконостаса.

Мы с удовольствием поработаем над разработкой проекта иконостаса и его изготовлением в той стилистике, которая подойдет именно для Вашего храма и в соответствии с требованиями нашего времени. В этом непростом деле лучше довериться настоящим профессионалам.

Источник: http://www.pligina.ru/izgotovlenie_ikonostasov.php

Домашний иконостас: как расположить иконы, как сделать своими руками

Сегодня, наверное, нет такого дома, в котором  не было хотя бы одной иконы или церковной свечки. Люди веря в Бога покупают в иконных лавках свечи, иконы, ходят на праздники молятся святят вербу и т.д. Но несмотря на такое вероисповедание, мало кто знает, как правильно это все хранить в доме. Для таких целей обязательно должен быть домашний православный иконостас.

В данной статье мы разберемся как его сделать, где разместить и как правильно в нем располагать иконы.  Данная информация будет полезной для каждого верующего человека.

Традиции и современность

Даже в древние времена, когда за веру православных крестьян преследовали власти, они все равно обустраивали в доме почитаемое место для икон. Его еще в народе называют «красный угол».

 Как правило такой уголок имел месторасположение по диагонали от входной двери.

  Делалось это специально для того, чтобы входящий в дом мог сразу увидеть святые образа перекрестится перед ними и поклонится.

В доме к этому месту всегда относились по-особому.:

  • В нем всегда было чисто;
  • Там ставили цветы и украшали его как могли;
  • Кроме того, там же ставили церковные свечи и зажигали при необходимости лампадки.

С тех прошло уже достаточно много времени, но содержание в доме красного уголка практически не изменилось.  В нем по-прежнему ставят святые образа. Его также украшают вышитыми рушниками и ставят как живые, так и искусственные цветы.  Как уже упоминалось выше священные церковные свечи и лампадки также хранятся рядом с иконами. Также тут принято хранить священные масла.

А вот касательно святой воды, то тут уже на усмотрение хозяина. Она может стоять как рядом с иконами, так и в другом месте. Главное, чтобы ее пили для укрепления духа утром натощак, сразу после молитвы.

Очень важным моментом является лампада для домашнего иконостаса.  Ее нужно зажигать во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам. Нив коем случае нельзя рядом с иконами ставить фотографии известных священников, старцев и праведников.  С точки зрения священнослужителей, это неправильно. Так как фотография является отпечатком земной жизни человека.

Где и как устроить домашний иконостас

Стоит отметить, что в храме иконостас размещается во внутренней центральной части помещения.  Он украшен позолотой, с помощью чего и создается особая атмосфера в храме. Делается это для того, чтобы выделить алтарь с остальным пространством в храме.

Церковь размещает алтарную часть в восточной стороне. Соответственно перед тем как расположить домашний иконостас, необходимо в доме выбрать угол именно в восточной стороне.  Если по каким-то причинам в том угле вы не можете расположить иконы, тогда необходимо найти приближенный к нему угол.

Обязательно к прочтению:  Причастие в церкви что это такое, как готовиться

На практике очень сложно придерживается именно такой традиции, поэтому она не является обязательной.

  Как правило место под иконостас выделяют в самой большой комнате.  Самое главное условие, которое очень важно соблюсти это достаточное количество места перед «красным уголком».

Там должно помещаться как минимум два молящихся человека.

Считается недопустимым, когда в комнате с таким уголком соседствует телевизор или компьютер. Также не рекомендуется рядом с ним размещать и другие электронные блага цивилизации.

Как сделать домашний иконостас своими руками

Перед тем, как сделать домашний иконостас в квартире или доме, рекомендуется сначала изучить рекомендации по его устройству, затем выбрать нужный угол в доме. И только после то рассматривать всевозможные варианты как сделать иконостас своими руками.

Конечно нельзя упомянуть о том, что современные мебельные магазины учитывая потребность клиентов, также предлагают хоть и небольшой, но достаточно неплохой выбор таких уголков.  Но большинство семей хочет изготовить его индивидуальным и уникальным. Кстати, специальные навесные шкафчики для икон не обязательно должны быть угловыми. Все это зависит от места, которое вы выбрали.

Также есть вариант изготовления специального шкафчика на заказ. В таком случае будут учтены все особенности и пожелания. В таком варианте он может быть сложенным из нескольких цветов или иметь резьбу.

  • Для самостоятельного изготовления специального уголка для икон можно использовать абсолютно любые материалы.
  • Главное сначала сделать чертежи шкафчика, который вы хотите разместить с этой целью у себя дома.
  • И еще не забывайте о достаточном расстоянии между полками.  Так как при горящей свечи они могут нагреваться и воспламенятся.
  • Что касается высоты размещения, то особой технологии и рекомендаций нет. Просто помните, что коны должны находится на уровне глаз, не выше и не ниже.
  • Если для икон вы сделали полочки, то разумно было бы поставить под ним столик. На нем можно будет зажигать и свечки, и лампадки.
  • Также на нем можно размещать святые писания, святую воду и т.д.

Иконы для домашнего иконостаса

Многие люди очень много внимания уделяют форме и виду святого уголка. Но на самом деле намного важней его формы — это правильное расположение икон. В этом вопросе уже традиции не обойти.  Как правило традиционно иконостас состоит из двух икон. Это образ Спасителя и Божией Матери. Они обязательно должны быть в каждом доме.

Из всех видов образов Спасителя выбирают иконы с поясным изображением. Что касается икон Богородицы, то отдают предпочтение «Одигитрия», иконе «Умиление».

Если у верующих есть желание в доме разместить больше двух икон, то не обойтись изображения Святой Троицы и других известных святынь. Тут уже все зависит от личных пожеланий владельцев помещения.

Еще из древних времен особое место занимает образ Николая Чудотворца, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, пророк Илья и т.д. Нужно отметить, что очень хорошо, когда в доме присутствует икона Неопалимая Купина. Она оберегает дом от пожаров. Также рекомендуется обзавестись иконами с именами жильцов дома.

Как расположить иконы в домашнем иконостасе

Согласно древним традициям иконостас в доме должен иметь пять рядов. Согласно этого существует свой порядок икон. Все нюансы и правильную иерархию святых образов не компетентному человеку учесть достаточно сложно. Поэтому существует понятная схема домашнего иконостаса:

  • В самом верху над всеми иконами рекомендуется разместить православный крест,
  • В центре всего иконостаса принято ставить икону Спасителя. Над ним принято размещать образ Святой Троицы.
  • По правую сторону от Спасителя размещают икону Божьей Матери. По бокам от перечисленных икон или выше их можно размещать остальные образы святых.

Как правило все рекомендации по обустройству красного угла гласят о том, что он должен быть выдержан в едином стиле.  Но теория это одно, а практика совершенно иное. Как показывает практика придерживаться единого стиля достаточно тяжело. Так как иногда нам иконы дарят, или зайдя в иконную лавку мы выберем нужный образ, а вот оформления такого как нам нужно нет.

В таких ситуациях не стоит отказываться от намеренной покупки. Ведь на самом деле обрамление образа большой роли не играет. Главное, не превращать домашний иконостас в предмет интерьера. Его обязательно нужно создавать только с верой в сердце.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео из которого Вы узнает о месте икон в доме:

Источник: http://ikona-i-molitva.info/domashnij-ikonostas-kak-raspolozhit-ikony-kak-sdelat-svoimi-rukami/

Изготовление иконостасов для дома и храмов

Изготовление иконостасов для дома и храмов

Любому православному христианину необходимо место для совершения молитвы. Он обращается к небесным заступникам и в доме, и в храме, где важным элементом убранства является деревянный иконостас.

Он позволяет не только объединить иконы, но и расположить их в правильной очередности согласно православным традициям. Столярная мастерская «Иконостас» занимается изготовлением домашних и храмовых иконостасов любой сложности.

Вы можете заказать иконостас в нашей мастерской, и мы будем рады быстро и качественно изготовить его для Вас.

Заказать резьбу по дереву, звоните: +7 910-531-02-94, +7 920-160-99-99 или по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наши мастера выполнят для Вас художественную резьбу по дереву любой сложности.

Домашний иконостас

Для православного человека очень важно иметь возможность общения с Господом, находясь у себя дома. Домашние иконы можно расположить по подобию церковного иконостаса. Правила оформления домашнего иконостаса упрощены по сравнению с храмовым: среди икон обязательно должны присутствовать иконы Спасителя и Девы Марии.

Изображение Богородицы должно располагаться слева от иконы Иисуса Христа. Эти две иконы следует поместить по центру иконостаса. Выше них Вы можете поместить только Распятие или икону «Троица». Остальные изображения святых подбираются верующим самостоятельно.

В состав домашнего иконостаса обычно входят иконы святых, в честь которых названы члены семьи.

Вы можете купить готовый иконостас, однако изготовление иконостасов на заказ позволяет учесть все пожелания верующего и помочь приблизиться к духовному единению с Богом. Уникальные иконостасы, выполненные мастерами по Вашему заказу, создают прочную основу, на которой можно выстраивать свое общение с духовным миром.

Сложность конструкции домашнего иконостаса, особенности его оформления и вид древесины, использованной при его изготовлении, зависит от пожеланий заказчика. Если у Вас мало места в помещении, Вы можете купить домашний угловой иконостас. Для воссоздания храмовой атмосферы и насыщения духовной энергией можно заказать домашний иконостас из дерева под старину.

Храмовый иконостас

Церковный иконостас представляет собой сплошную и прерывающуюся алтарную перегородку, которая располагается от южной до северной стены храма и состоит из упорядоченных рядов икон. Он отделяет алтарь от остальной части храма.

Для храмов столярная мастерская «Иконостас» изготавливает иконостасы на заказ. Для их создания мастера используют различные виды дерева, украшают изделие замысловатой резьбой, покрывают позолотой и оформляют изящной росписью. Изготовленный на заказ иконостас смотрится гармонично с остальным убранством церкви и подчеркивает его величие.

История и значение многоярусного иконостаса

За минувшие тысячелетие русское православие оставило нам богатые традиции и высокие образцы архитектуры храмов и интерьеры, где иконостас имеет основное значение.

Долгое время храмы на Руси не имели высоких иконостасов, как правило, устанавливалась только предалтарная решетка.

Когда же появились высокие многоярусные иконостасы? Понятно, что в полном своём объеме они формировались постепенно. В русских летописях первые известия о высоких иконостасах появились уже в XIV в.

Все изображения на иконостасах имеют между собой тесную связь. Царские врата являются необходимой составляющей иконостаса. Общим правилом для этой детали является изображение Благовещения Богородицы. Иногда на вратах является изображение четырех Евангелистов, или духов Святителей, или многих Святых.

Над Царскими вратами устанавливается подзор. Это доска с выемкой снизу для Царских врат. На подзоре обычно изображается Тайная Вечеря.

Царские врата прикрепляются к столбцам. На столбцах помещаются многие образы: Спаситель, Богоматерь, Шестикрылые Серафимы, Ангелы, Святители, Диаконы с ковчегами.

Кроме Царских врат в Алтарь ведут две двери: северная и южная. На них изображаются Ангелы и Святые, иногда это Создание Адама, изгнание из Рая.

Все самое интересное и важное размещается в ярусах. Считать ярусы принято снизу.

  • 1 ярус всегда имел храмовую икону, по правую сторону Царских врат. Спаситель на престоле по левую сторону. Знамение Пресвятой Богородицы.
  • 2 ярус называется шестилистовым или пядничным. Почему «пядничный»? В старину иконы измерялись «ручной пядью». Если фон иконы золоченный, то, как правило, на каждую икону уходило по 6 листов золота. Здесь помещаются иконы Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного, Пресвятой Богородицы с Предвечным младенцем, Успения Богородицы.
  • 3 ярус – Деисусный или Апостольский составляет одну из необходимейших принадлежностей иконостаса. Деисусом называется икона, которая изображает Спасителя, Богоматерь и Иоанна Предтечу. В этом ряду и иконы, изображающие Апостолов.
  • 4 ярус – Праздничный, здесь были изображения Страстей Христовых, но позднее выделился ещё один ярус, Страстный, и иконы этого яруса подняли выше, теперь они над Праотеческим ярусом. А здесь традиционно мы видели иконы Рождества Богородицы, Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождества Христова, Сретения, Входа в Иерусалим, Воскресение Христова.
  • 5 ярус – Пророческий, в состав его входят изображения ветхозаветных Пророков и Богоматери или Знамение, или сидящий на Престоле.
  • 6 ярус – Праотеческий. В середине яруса икона Отечество: Бог – Отец, Сын Божий и Святой Дух. По обеим сторонам праотцы: Мафусаил, Вениамин, Иафет, Иаков, Исаак.
  • 7 ярус – посвящен Страстям Христовым, самые известные иконы этого яруса: Моление о Чаше, Истязания Спасителя, Венчание Терновым венцом, Снятие со Креста, Положение во Гроб, Сошествие во Ад, Воскресение Христово.

Из каких частей состоит иконостас?

С представлением о Рае связано представление о высоте, этому соответствует возвышение помоста алтаря. Рай огражден высокой стеной – символом этой стены в храме является иконостас.

Рай недоступен, за его стену никто не может проникнуть и вход в Алтарь запрещен непосвященным. В Рай ведут высокие врата, они соответствуют Царским вратам. Над входом в Рай находится Шестикрылый Серафим, его же изображение может быть и над Царскими вратами.

А нижний ярус иконостаса как бы связует Рай земной и Рай небесный.

В Раю произрастают разнообразные деревья и цветы. Резчики по дереву передают всю эту красоту в искусном, богатейшем орнаменте, в котором встречаются мотивы кедра, пальмы, виноградной лозы, виноградного листа. Виноградная лоза воспринимается как символ Новозаветной церкви, искупленной кровью Иисуса Христа.

Роскошь, красота очень многих иконостасов поражает: затейливая искусная резьба по дереву, шитье бисером, серебром, золотом, золочение, финифть. Эта красота ни в коем случае не противоречит аскезе монастырского жития, не мешают углубиться в молитве. Иконостас – символ Рая, поэтому он должен быть и красив, и богат, и исполнен глубочайшего смысла, указывая верующему путь к Спасению.

Как заказать иконостас

Мастера столярной мастерской «Иконостас» с радостью возьмутся за изготовление иконостасов для дома или храма. Мы беремся за работу любого объема и сложности, используем разные виды дерева, оформляем иконостасы объемной резьбой и росписью. Если Вы решили заказать иконостас, позвоните нам по указанным телефонам.

Источник: https://ruteplo.com/khudozhestvennaya-rezba/105-izgotovlenie-ikonostasov.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.